Большинство толкинистов заняты изучением творческого наследия Дж. Р. Р. Толкина, чем похожи на поклонников творчества А. С. Пушкина или другого писателя или поэта, но часть, помимо филологических изысканий, любит играть в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события на ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья). Они называют себя представителями различных рас, описанных у Толкина (людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и прочими), и дополняют это визуальной эстетикой путём нанесения соответствующего макияжа, изготовлением характерной одежды и макетов оружия.
Некоторые толкинисты изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья), людей (Адунаик) и орков, придуманные Толкином.
Некоторые толкинисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот — данное их воплощение лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы. Обычно это не мешает им чётко осознавать, что на самом деле они люди — это проявление так называемого «мифологического мышления».
Важной частью толкинистской субкультуры является написание литературных произведений и апокрифов по миру Средиземья, как прозаических, так и стихотворных. (подробнее см. в статье Фанфики о Средиземье). Иногда эти апокрифы противоречат основным идеям Толкина, входят с ними в полемику, отстаивая другую точку зрения. Такой вид работ называют «Профессор не прав!»
У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкинисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкином.
Толкинистами проводятся «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые творениям Толкина. Самый известный в России конвент толкинистов — Зиланткон (от татарского Зилант — мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.
Места встреч ролевиков
* Россия:
o Владивосток — «Сад камней», недалеко от ДВГУ.
o Екатеринбург:
— Метеогорка, Зеленая Роща.
— парк на Вознесенской горке.
*
o Челябинск — у статуи Курчатову рядом с ЮУрГУ
o Зеленоград — на «Солнечной поляне» в городском лесопарке (клуб «Трикветра»).
o Ижевск - Нефтемаш ("Нагорное кладбище")
o Калининград — лесной массив на Литовском валу.
o Москва:
— Нескучный сад («Эгладор»);
— у станции метро Октябрьская-кольцевая («Поганище»);
— Царицыно («Мандос»; ныне преимущественно тусовка панков);
— около 54 дома по Мичуринскому пр-ту — ежемесячное место Конвента;
— метро Багратионовская. Филевский парк (Аир)
*
o Омск — парк Победы.
o Пермь — Средиземье, на побережье Камы.
o Ростов на Дону — Студенческий парк
o Санкт-Петербург — окрестности станции метро Чёрная речка.
* Латвия:
o Рига — т. н. «Горка», парк 1905 года в Гризинькалнсе.
* Литва:
o Клайпеда — на полигоне за карьером.
o Вильнюс — Возле Тв башни.
* Украина:
o Донецк — Спортплощадка возле ставка в парке Щербакова (вниз по проспекту Театральному).
o Запорожье — Подоконник. Возле памятника Б.Хмельницкому.
o Киев — Лысая Гора, возле станции метро Выдубичи.Парк Дубки станция метро Сырец . Майдан Независимости .
o Мариуполь — Приморский парк, «Полигон» (клуб «МарВИК»).
o Одесса — парк Шевченко, со стороны Купального переулка.
o Харьков — "Хоббитка" пл. Свободы, угол парка им. Шевченко и ХНУ им. Каразина. Встречи происходят по средам, после 18.00 и до позднего вечера.