Сэр Артур Игнатиус Конан Дойль (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург, Шотландия — 7 июля 1930, Кроуборо, Сассекс) — шотландский и английский врач и писатель. Известен прежде всего как автор Шерлока Холмса — и в определенной степени писатель стал рабом своего главного персонажа. Впрочем, сам он относился к рассказам и повестям о великом детективе, как к средству заработка. А вот свои немногочисленные фантастические произведения писал для души — и для искусства.
У каждого великого человека искусства есть свой «центральный» персонаж или образ, от которого он никогда не избавится. Шварценеггер всегда будет Терминатором, Кеану Ривз — Нео, а Брэм Стокер прочно «повязан» Дракулой. Точно так же Конан Дойль — это прежде всего Шерлок Холмс. На фоне «человека с трубкой» все фантастические персонажи автора безнадежно меркнут, однако это вовсе не делает их менее интересными.
Фантастика Дойля — это приключения ученых. Таких же сильных людей, как он сам и те, кто его окружал. Аналогию следует понимать буквально. Например, работая в 1912 году над «Затерянным миром» (по сути — первым и классическим сюжетом о поиске динозавров в отдаленных уголках планеты), Дойль решил самолично превратиться в главного героя этого романа — профессора Джорджа Эдварда Челленджера. Он одевался так же, как он, вел себя вздорно, даже агрессивно. Вжившись в образ, обычно интеллигентный Дойль умудрился даже поссориться с одним из своих дальних родственников.
История про эксцентричного ученого оказалась настолько удачной, что Дойль сразу же пишет продолжение — «Отравленный пояс». Отличительная особенность этой книги — все действие происходит в одном доме (необычно по сравнению с джунглями «Затерянного мира»). Сегодня по роману вполне можно было бы снять неплохой фильм-катастрофу: Земля попадает в пояс космического «ядовитого эфира», из-за чего все человечество поголовно вымирает.
В 1926 году Дойль продолжает приключения Челленджера в «Стране туманов». До недавнего времени эта книга была малоизвестна в нашей стране: цензуре не нравилась скрытая пропаганда спиритизма, которым Дойль не на шутку увлекся в поздние годы жизни. Это хобби было весьма дорогостоящим — автор много путешествовал — поэтому для поправки банковского счета он пишет еще два «челленджеровских» произведения — «Дезинтеграционная машина» (1928) и «Когда Земля вскрикнула» (1929).
Успеха они не имели, так как уровень «научности» последних книг Дойля был почти нулевой. К примеру, завершающий рассказ был посвящен путешествию профессора под землю к мантии планеты — разумному, по мнению Челленджера, существу.
Остальная фантастика Дойля — это любопытные, но явно эпизодические работы. Самыми заметными из них являются «Маракотова бездна» (1929) — повесть о путешествии под воду, туда, где на огромной глубине сохранились остатки «продвинутой» цивилизации с погибшей Атлантиды, и «Открытие Рафлза Хоу» (1891) — рассказ о гениальном исследователе, научившемся превращать свинец в золото.
Всего у Дойля можно насчитать с десяток-другой коротких рассказов, сюжет которых можно назвать фантастическим. Хотя Конан Дойль не обладал дотошностью Жюля Верна и не старался сделать вымышленные сюжеты максимально наукообразными, он оказал заметное влияние на зарождавшуюся в начале 20 века научную фантастику. К примеру, в 1926 году Владимир Обручев, вдохновленный «Затерянным миром», написал свою знаменитую «Плутонию», а шестьдесят семь лет спустя на экраны вышел «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга.
Сейчас, когда рынок фантастической литературы стал невероятно богатым, популярного в советские времена Дойля начинают потихоньку забывать. Это естественный процесс, от него никуда не денешься. Однако если вы знаете этого писателя лишь как создателя Шерлока Холмса, мы можем только позавидовать этому — ведь вам еще предстоит открыть маленький, но замечательный фантастический мир Конан Дойля.