Гопник
Крассавцы) Ржунимагу)хе-хе
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Го́пник (Гопота́, Гоп) (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», затем также «грабитель», преимущественно уличный) — мошенник, налётчик, погромщик, хулиган, опустившийся человек, бродяга.
Примерно с 1970-1980-х годов гопниками называют примитивных, интеллектуально неразвитых[2], малообразованных молодых людей[5].
Сами гопники себя гопниками не называют. Это понятие с самого начала употреблялось только вне гопнической прослойки[6]. Слово прижилось в среде тех, на кого было направлено хулиганство гопников — законопослушных граждан, представителей неформальной молодёжи и проч. Сами гопники обычно называют друг друга «пацанами», реальными (чёткими) пацанами и т. д. В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (хиппи, панки, ролевики и прочие) гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения[6]. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру.
Происхождение названия
Существует несколько распространённых версий происхождения названия:
* От выражения «гоп-стоп», означающего уличный грабёж или разбой.
* В 1920-е годы в Петрограде в гостинице «Октябрьская» (Лиговский проспект, дом 10) и в гостинице «Европейская» (Михайловская улица (Санкт-Петербург)) расположилось Городское (по другой версии — «государственное») общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их прозвали «гопниками» — по аббревиатуре приюта. Однако достоверных сведений о существовании такого заведения не имеется.
* По другой версии, до революции 1917 гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. Тогда в России существовали «Приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти люди содержались в специальных призорных домах за счёт земских средств. Согласно этой версии, «гопник» происходит от аббревиатуры «ГОП» — Городское Общество Призрения.
* От слова «гоп» из жаргона нищих, которое означало «пребывание в ночлежке».
Стиль одежды
Стереотипный внешний вид гопника конца XX-начала XXI веков включает в себя:
* Спортивный костюм. Наиболее распространённая одежда в летний период. Включает штаны и куртку из синтетического материала. Чаще всего — купленные на вещевом рынке подделки продукции известных марок, например Adidas или Puma: всевозможные «абибасы», «асидаки» и прочее;
* Реже — классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо;
* Весной и летом многие гопники предпочитают носить синтетическую кепку-«уточку» и майку-«сеточку» из того же материала;
* Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани. Часто воротник поставлен «стойкой», также часто заправлена в штаны;
* На голове у гопника располагается кепка «таблетка», кепка-«восьмиклинка» или бейсболка. Зимой и осенью среди гопников популярна зимняя шапка «пидорка» (она же «чеченка»). В помещении шапка не снимается, а носится на макушке таким образом, чтобы она упиралась в уши сзади и их не закрывала.
* На ногах у гопников обычно надеты туфли с длинным носом или дешёвые кроссовки.
* Типичная стрижка — налысо либо очень короткая, иногда с челкой.
* Завершают общую картину такие мелочи, как «барсетка». В руках также могут присутствовать пакет с семечками, чётки, нож-балисонг (в простонародье «бабочка»).
Другие отличительные черты
* Гопники большую часть времени проводят на улице: среди излюбленных мест - парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи (особенно если там проходит тропа от остановки общественного транспорта до жилых многоэтажек), дворики при детских садах;
* Распространена привычка сидения на корточках, ведущая происхождение из мест заключения или ассоцирующаяся с таковыми.
* Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?»), вымогание денег (например, «Слышь, мелочи не найдётся?») и других ценностей (например, «У тя мобила есть? Мне позвонить надо.») у прохожих;
* Избыток свободного времени может заполняться распитием доступных алкогольных напитков (пиво, алкогольные коктейли), а также потреблением жареных семян подсолнечника (семечки, «семАчки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплевывается на тротуар;
* Склонность к курению, употреблению дешевого алкоголя и наркотиков, «семАчкек», постоянному сплёвыванию;
* Любовь к блатной музыке, русскому шансону, попсе;
* Активное использование ненормативной лексики;
* Если у гопника есть автомобиль, то чаще всего это «восьмёрка» или «девятка» из семейства «Лада Самара» (одни из самых дешёвых автомобилей на российском рынке), нередко — с кустарным «тюнингом» низкого качества;
Глава московского отделения ЛДПР Олег Лавров заявил, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:
« Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.»
Гопники в музыкальной культуре
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк» (1984), один из куплетов которой, характеризующий основные манеры поведения гопников, приводится ниже:
« Кто хлещет в жаpy поpтвейн, кто не гpеет пива зимой,
Кто плюется как веpблюд, кто смеется как козодой?
Кто гадит в наших паpадных, кто блюет в вагонах метpо,
Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок пеpо?
Это гопники! Они мешают нам жить!»
Впоследствии на песню «Зоопарка» было записано несколько кавер-версий самыми разными исполнителями: DDT, Последние Танки в Париже, Разные люди, Азъ, FRONT и другие.
В большинстве молодёжных субкультур характерно неприятие к гопникам, доходящее, как видно из цитаты Науменко, до крайнего антагонизма. Среди повествующих о гопниках песен известных исполнителей:
* «Псы с городских окраин» группы «Чайф» (название песни нередко используется в качестве нарицательного для обозначения молодёжной уличной преступности)
* «Дети Сатаны» группы Bad Balance
* «Раскачаем этот мир» группы «Ария»
* «Иди в отмах» группы «Lumen»
* «От имени волков» группы «Тринадцатое созвездие»
* «Гоп-стоп» группы «Сектор Газовой Атаки»
* «Гопник» группы «Бен Ганн»
* «В маленьких городах» группы «щЯвель»
С другой стороны, в жанре блатной песни гопники и их деятельность описывается без осуждения и даже с симпатией. Среди таких песен можно выделить «Гоп-стоп» (известна в исполнении Александра Розенбаума) и «Гоп со смыком» (известна в исполнении Андрея Макаревича и Алексея Козлова).
В 2000-х годах появились артисты, всё творчество которых посвящено пародированию типичных черт гопников, их хулиганского поведения и так называемой «пацанской музыки»: группа "Гопота", Gopnik, a.b.i.b.a.s, «Ночные псы», Сява, «Чорные GUN Доны».