Кентавров придумали древние греки, представляя их (первоначально) в виде людей с обычными ногами, сзади у которых был конский круп. Но прежде чем начинать разговор о месте кентавров в эллинистической мифологии, следует кое-что уточнить. Все древнегреческие легенды носят очень специфический характер, и даже будучи отредактированными для школьных учебников, все равно содержат, мягко говоря, спорные сцены.
Если не вдаваться в подробности, то быт олимпийских героев и богов был удручающе однообразен — секс, еще раз секс (много секса), потом — попойка и драка. Под этот заманчивый шаблон подходит большинство эллинистических мифов, в том числе — и о рождении кентавров.
В более-менее связанном виде появление кентавров описывается схолиями (комментариями) к “Аргонавтам” Аполлония Родосского. Там говорится о царе Иксионе, правившем в Фессалии (горное побережье Греции). Этот монарх приходился внуком богу войны Аресу и, как следствие, по своей внутренней сути был редкостной сволочью.
Женившись на дочери царя Деионея, он пообещал последнему богатые дары. Однако перед приездом тестя Иксиона стала “душить жаба”. Подумав, он приказал выкопать яму, разжечь там огонь и замаскировать ее досками. Деионей упал ловушку и погиб, а в наказание за это преступление на Иксиона напала богиня безумия Лисса.
Никто из богов не желал вылечить мерзкого царя от его болезни. В конце концов Зевс сжалился над ним, исцелил от всех психозов и пригласил к себе на пир. Однако Иксион, видимо, не извлек для себя никаких уроков из случившегося: прибыв в чертоги богов, он тут же начал склонять жену Зевса — Геру — к интиму. Гера не прониклась этой идеей и нажаловалась мужу. Тот сначала не поверил (ведь домогаться жены верховного божества может только законченный идиот) и решил провести небольшой эксперимент. Из облака он создал точную копию Геры (некоторые исследователи считают, что впоследствии это существо получило имя “Нефела” и стала богиней облаков) и послал ее в спальные покои Иксиона.
Иксион искренне обрадовался и, выражаясь библейским языком, быстренько “познал” двойника Геры. Все бы ничего — но позже Иксион стал публично хвастаться тем, что наставил рога самому Зевсу. Разгневанный небожитель поступил с любвеобильным царем очень креативно — он приковал его к крутящемуся огненному колесу и низвергнул в Тартар (по другим версиям — запустил эту “карусель” в небо).
После случившегося облако забеременело и произвело на свет кентавров, описываемых в легендах как “надменный род, чуждый харитам” (хариты — богини красоты). В некоторых древних источниках кентавры также называются “иксионидами” — по имени их отца.
По альтернативной версии кентавры произошли от Кентавроса — сына Иксиона и Нефелы, либо от бога солнечного света Аполлона и богини юности Гебы.
Так или иначе, от связи между облаком и подлым царем не могло родиться ничего хорошего. Кентавры были разумны, но дики, буйны нравом, любили подраться, а больше всего — выпить. Первоначально они жили у подножия гор Эта и Пелион в Фессалии. Но из-за гнусного характера кентавры постоянно конфликтовали с людьми и, в конце концов, были изгнаны оттуда — считается, что позже они, наряду с сатирами, влились в свиту Диониса, а также были приняты под покровительство морского бога Посейдона.
Следует сказать, что не все кентавры были склочниками, алкоголиками и развратниками. Среди них был два исключения — Хирон и Фол, мудрецы, учителя героев, друзья людей. Хотя, строго говоря, Хирон не был чистокровным кентавром. Он родился таковым от связи бога Кроноса и океаниды Филиры — и все из-за того, что Кронос, застигнутый за этим интересным делом своей супругой Реей, принял вид коня (представьте себе, какую картину в итоге увидела Рея).
Хирон воспитывал таких выдающихся людей, как Тесей, Ясон, Диоскур, обучал врачеванию Асклепия (он же Эскулап, который по легенде научился даже воскрешать мертвых), воспитывал Ахилла — кормил его мозгами медведей и печенью львов, научил аргонавтов ориентироваться по звездам, делился со своими воспитанниками навыками стрельбы из лука, игры на лире — словом, был умницей, вдобавок еще и бессмертным.
При изучении образа кентавров в искусстве часто возникает вопрос — какого они были пола? Многие исследователи полагают, что излишняя сексуальная озабоченность этих существ была вызвана отсутствием женщин в их обществе — хотя об общественном устройстве кентавров говорить можно лишь условно. У них не было своего государства, они не строили домов, а жили в пещерах и не признавали над собой ничьей власти, уважая мнение лишь самых авторитетных собратьев (например, Хирона).
На самом деле женщин-кентавров было мало — возможно это отчасти объясняет маниакальные повадки мужских особей — но они все же были. Можно вспомнить “Метаморфозы” Овидия, рассказывающие о Гилономе — красивой кентаврице (за неимением более точного термина будем называть ее так), которая не смогла пережить потери своего возлюбленного Киллароса, павшего в разгаре кентавромахии. Обезумевшая от горя Гилонома покончила жизнь самоубийством, бросившись на копье, которым он был убит
Кентаврицы — это эпизодические персонажи, а не актуальные участницы мифов. Они упоминаются лишь в некоторых произведениях, и всей своей сущностью (красота, преданность, любовь) противоречат типовому образу необузданного, дикого кентавра.
Что касается упомянутых повадок и общественного устройства, то здесь кентавры мало отличались от стадных животных. Гесиод в “Теогонии” говорит: “Беззаконие уничтожит этот город, как это сделали кентавры — поедатели сырого мяса”. Следовательно, кентавры не знали огня, или, как минимум, не использовали его в быту (об этом косвенно свидетельствует то, что Геракл разогнал кентавров горящими бревнами).
Из этого также следует тот интересный факт, что, несмотря на свое “лошадиное” происхождение, кентавры были всеядными, употребляя в пищу и мясо (видимо, добывая его на охоте). Это значительно удаляло их от лошадей и приближало к людям. Однако на самом деле единственное, что роднило классических кентавров с человеком — способность к мышлению и речи. Хотя святой Иероним отказывал им в даже последнем.
Внешность кентавров особых вопросов не вызывает. Их человеческое тело “врастало” в лошадиное на уровне талии и ничем особым не выделялось — разве что стоит сказать, что кентавры почти всегда изображались бородатыми (что логично, ведь при своей нецивилизованности они вряд ли стали бы бриться). Их значительная физическая сила дает возможность предположить, что жирных или тощих кентавров не было — все они находились в отличной форме и могли похвастаться “греческой” рельефной мускулатурой. Одежды кентавры, как правило, не носили — хотя Хирон часто изображается в коротком плаще, что, вероятно, должно было подчеркивать его “человечность”.
В средневековье кентавры рассматривались церковью как демоны. Эти существа были надолго забыты, изредка упоминаясь бестиариями, а позже стали использоваться в качестве аллегорического образа живой природы в пасторальной живописи и легкомысленных романтических поэмах.
Положение существенно изменилось в 19-20 веке. После долгого периода “спячки” кентавры как бы родились заново — на этот раз в литературе. Однако от их прежнего образа почти ничего не осталось — он был существенно переосмыслен писателями, что сделало кентавров более спокойными и цивилизованными.
Взято с "Мир Фантасики"