по материалам "Мира Фантастики" (http://www.mirf.ru)
Говард Ф. Лавкрафт, человек, соединивший готический ужас и научную фантастику, положил начало целой литературной традиции. Его многочисленные ученики и последователи открыли нам мир, полный несказанных ужасов и немыслимых чудищ.
Не секрет, что любые, даже самые страшные монстры, противостоящие главному герою, выполняют совершенно прозаичные функции внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот общий шаблон попадает большинство вымышленных чудовищ будь то вампиры, оборотни, призраки или зомби. Эти твари родились из суммы мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом человечество придумало их для того, чтобы хоть как-то обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным, потусторонним и смертельно опасным.
Но есть и другие легенды. Другие мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем те полупрозрачные существа, которые разгуливают по коридорам старинных замков. В отличие от древних европейских легенд, эти истории не могут похвастаться солидным возрастом. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от постоянных ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.
Отец чудовищ
Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из отцов жанра “ужасов”. Он взял многое от стиля Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него — Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Кларк Смит, Август Дерлет, Алан Мур и Брайан Ламли не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про “книгу мертвых” — “Некрономикон”.
К заслугам Лавкрафта также причисляют и то, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Считается, что автор создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.
Справедливости ради следует сказать, что Лавкрафт относился к монстрам, живущим на страницах его книг, совершенно наплевательски и даже с изрядной долей юмора. Он был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.
Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.
Лавкрафт в письме Фрэнку Белнапу Лонгу. 27 февраля 1931
На самом деле систематизированные “мифы Лавкрафта”, более известные как “мифы Ктулху”, не имеют почти никакого отношения к этому писателю. Они появились позже, после смерти Лавкрафта, когда его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы “отца ужасов”, отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве “Arkham House”.
Уникальная мифологическая картина нашего мира и большинство невероятных монстров Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил “мифы Ктулху” христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту все это было чуждо — писатель называл этику Канта “шуткой” и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.
Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах... изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).
Август Дерлет, из предисловия к “Историям о мифах Ктулху”
У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа “Загадочный дом на туманном утесе”). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин “Древние” (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе “Врата серебряного ключа”.
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
Древние
Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.
Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.
Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же “Холодное пламя” — божество, созданное другом Лавкрафта — Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего “звездного часа”. Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.
Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) — “Бог слонов”, “Ужас с холмов” — творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).
Другие (чудовища — прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие “Некрономикона”, “Книги Эйбона” или труда фон Юнцта “Сокровенные культы”.
Г.Ф. Лавкрафт, “Ужас в музее”
Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе “Дом на кривой улице” (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета “Обитающий во тьме” главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.
Ктулху глазами разных художников.
Ктулху (Cthulhu) — самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать “язык сломаешь”) существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: “Кхлул’Хлуу”. Как уже было сказано выше, Ктулху — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.
Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта — это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно — и ногах). Его голова напоминает осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.
И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: “Пх'нглуи мглв'нафх Цтулху Р'льех вгах'нагл фхтагн” (“В своем доме в Р'льехе мертвый Цтулху спит, ожидая своего часа”).
Г.Ф. Лавкрафт, “Зов Ктулху”
Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым распространенным (и самым влиятельным) на Земле.
Главным противником Ктулху, согласно Дерлету, является его единоутробный брат Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца. Интересно, что рассказ “Возвращение Хастура” (1939) описывает физический, реальный контакт этих двух божеств.
Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца — Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубокие, о которых будет сказано ниже).
Дагон (Dagon) — еще одна “суперзвезда” мифов Ктулху. В реальности, Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. — зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги Царств.
Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе “Тень над Иннсмаутом” (1936).
Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.
Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.
Гхатанотоа глазами художника Анджела Ортеги.
Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла “Обитатели озера”. Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.
Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги “Откровения Глааки”.
Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — “слуг Глааки” (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).
Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ “Пастух Гаита”), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта “Шепоты во мраке”. Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном “ктулхианском” виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.
В книге “Добрые знамения” (Н. Гейман, Т. Пратчетт) Хастур упоминается как демон в звании Герцога Ада.
Повторение слов “Хастур, Хастур, Хастур” является всего лишь развлечением и не способно причинить вам вред. Редакция “Мира фантастики” не несет ответственности за возможные последствия этих действий.
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Лавкравтовский Итхаква
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера “Салемский ужас” (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — “холод”) — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его под назад землю можно лишь с помощью заклинания “Ваш-Вирай” и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем “Уиг!”, причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев “уиггинга” в год.
Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их “коллегах” (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa, Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, Zustulzhemgni.